«Для ребят моего поколения хард-рок стал символом свободы и независимости, возможностью восстать против системы – тем же, чем для следующего поколения оказался панк. Я всегда был битломаном и находил даже в самых первых песнях Битлз признаки тяжелого рока: чтобы вы не подумали, что я спятил, послушайте их «When I Get Home» - здесь все приметы хард-рока, от форсированного вокала до «дробилки» ритм-секции, а ведь это 1964 год! Я не большой поклонник современного ню-метал, потому что в нем отсутствует мелодия, а в моем представлении настоящий хард-рок – это тонкий баланс тяжелого, жесткого звука и мелодии. Красивая мелодия – это всегда три четверти успеха, звук, аранжировка, соло и вокальные пассаж – дело десятое, без мелодии песня мертва. Так что хард-рок, это в первую очередь мелодия, но и в первую очередь это звук, такой вот парадокс». Оззи Осборн.
Хард-рок можно перевести на русский как «жесткая тряска», и это именно тот стиль музыки, который за все время своего существования полностью оправдал свое название. Хард-рок стал естественным продолжением поп-музыки. Началось все в далеком 1964 году, когда группа Kinks записала достаточно попсовую песенку «You Really Got Me» с применением искаженного звука гитары, то бишь так называемого эффекта «distortion». Позже Бо Дидли, не отставая от своих коллег по цеху, тоже начинает эксперименты с distortion. В итоги появляется Джими Хендрикс со своей новаторской техникой игры на гитаре и становится отцом стиля «хард-рок».
«Пробовали на зуб» хард-рок и те, кому уже ничего не надо было доказывать. В 1967 - «роллинги» опробовали тяжелый звук в песне «Midnight Rambler», годом позже «битлы» сыграли практически «металлический шторм» «Helter Skelter», в это же время The Who закончили эксперименты с саундом и записали хард-роковую оперу «Томми» - и понеслось!
В 1970 году, после того как великий Джими ушел из жизни, его эстафету перехватили возникшие с интервалом год-два Led Zeppelin, Deep Purple, Grand Funk и Black Sabbath очертили пространство хард-рока и возможные вариации на его тему: Led Zeppelin - блюзовый хард-рок, Deep Purple - симфонический, Grand Funk - рок-н-ролльный, Black Sabbath - «металлический».
Настоящей бомбой для мировой музыки стал альбом Queen «Night At The Opera». Они использовали хард-рок как фундамент для сложных и изящных музыкальных построений, и попали в точку.
Свое веское слово сказали Элис Купер и Aerosmith, и после них хард-рок не пробовал играть только ленивый, даже у забывшего свою первую пробу «тяжелого» пера Маккартни время от времени прорывались жестокие аккорды, а звук чуть ли не конкурировал с «цеппелинами». Потом англичане Iron Maiden, Judas Priest, Saxon и Diamond Head приблизили хард-рок к виду современного «металла», чуть позже американцы Bon Jovi, Motley Crue и Twisted Sister добавили в хард-рок немного «глэма» и получили хард-энд-хэви, 90-е дали миру ню-метал, и когда казалось, что хард-рок уже окончательно сдал позиции, пошла волна ренессанса стиля, который сегодня возглавляют австралийцы Wolfmother.
Все вышеперечисленные группы можно отнести к настоящим столпам хард-рока, и их вклад в развитие рок-музыки неоценим. Во многом именно благодаря этим именам и самому стилю «хард-рок» появились такие популярные на сегодняшний день течения, как ню-метал, doom, хардкор, а также множество других душещипательных жанров, приемами и музыкальными ходами которых до сих пор пользуется любой уважающий себя музыкант.
По материалам журнала "Ровесник", № 1, 2008 год.
Дата публикации: 2014-03-18
|