Гитары, барабаны, даже модульные синтезаторы и арфы в человеческий рост – все это скучно и предсказуемо. Чтобы привлечь хоть какое-то внимание зевающей публики, нужно либо надевать мясо на тело (привет, тетя Гага!), либо включать фантазию и извлекать звук из всего, что подвернется под руку. Главное – попадать в ритм и не изменять чувству юмора.
Einsturzende Neubauten
Конечно, немало музыкантов нашли и находят вдохновения в звуках железа. Но именно немцы превратили перкуссионный индастриэл в бренд, а металлолом - в творческий материал. Ну, у кого еще в арсенале был реактивный двигатель? Говорят, что страшнее всего не их приезд в город, а отбытие. Найдя по пути в аэропорт очередной любопытный кусок чугуна, EN обязательно потащат его в самолет, невзирая на проблемы с таможней и переплаты за перевес, доводя промоутеров до сердечного приступа. Зато с какой скрупулезностью отрепетирован каждый удар в этом ансамбле! В России им, впрочем, нелегко выступать: наша публика не привыкла хранить уважительное молчание на концертах.
Хавьер ван Верш
Голландский электронщик выходит на сцену в белом халате и заставляет сначала вибрировать стакан с чем-то похожим на абсент, кладет в него ложку и начинает копаться в микросхемах приемника. Из стакана он пьет. Далее берется за кейтар и советский синтезатор «Алиса». К пальцам прикрепляет провода. Изо рта у него льется кровь. В итоге получаются очень далее организованные треки для бодрых танцев, которые исполняет в конце выступления уже полуголый человек в противогазе.
«::vtol::»
Москвич Дмитрий Морозов сам делает синтезаторы и прочие устройства для звукопроизводства. Правда, выглядят они очень запутанными - на концертах Дмитрий постоянно крутит регуляторы и соединяет между собой разъемы, внося множественные изменения в электрические цепи. Настоящий саунд-инженер с чарующе непредсказуемой музыкой.
Cleaning Women
Финские трансвеститы барабаны сделали из запчастей к стиральным машинам, кастрюль и сковородок ,а бас из сушильной доски, швабры и бельевых шнуров. Еще один низкочастотный инструмент – из эмалированного таза. Выглядит вызывающе, футуристично и фантастично. И это не просто очередной индастриэл – у CW можно услышать и финский фолк, и самбу, и техно. Кстати, самое известное их произведение – саундтрек к фильму «Аэлита – Королева Марса». Песню «Техниград» там поет Евгений Федоров («Tequilajazz», «Zorgе»).
Джимми Тенор
Финский техноман и фанат афробита в 2011 году выпустил альбом «Itetune» («Итэтунэ»), сыгранный с финским эфиопом-барабанщиком Абдиссом Ассефой на самодельных инструментах. Порой это были их реплики африканских инструментов, вроде калимбы (тыква + металлические спицы). Иногда – личные разработки. Скажем, флейты из сантехнических трубок. Музыка горячего континента никогда не была так аутентично сделана в Скандинавии. К слову, Ассефа известен и любителям поп-музыки – он играл даже с Рики Мартином.
Токтек
Еще один нидерландец, Том Вербрюгген, часть инструментов собирает по местным магазинам. Выступая на прошлогоднем петербургском фестивале «Электро-Механика», он вывалил на стол резиновую свинью, скотч, воздушный шарик, пластинку «Голубой щенок». Диск европейский чудак спокойно играл без всяких изменений минут пять, скотч грыз, выпускал воздух из шарика. И при помощи контроллеров-джойстиков превращал случайные звуки в восхитительный дрилл-н-басс.
«Ансамбль детских музыкальных инструментов»
«АДМИ» играют на том, что продается в детских магазинах игрушек – крошечных дудочках, синтезаторах, барабанах, гитарах, металлофонах, которые поначалу невозможно принимать всерьез. Но их композиции максимально далеки от творчества Гладкова и Крылатова – это практически техно и даб. На концерты они часто зазывают зрителей с собственными игрушками, чтобы те самостоятельно вносили лепту в мистическую инфантильность.
The Vegetable Orchestra
Морковь они превращают в блок-флейты и маримбы, огурцы - в огурцофон, кабачок - в кастаньеты, сельдереи - в гитару. Все покупается на местных рынках и терзается ножами и дрелью. Венский оркестр с 1998-го воспевает натуральный подход к звукоизвлечению. А получается у них и фри-джаз, и хаус, и даже даб. Говорят, музыкантам часто задают вопрос: как можно так издеваться над продуктами, когда люди умирают с голода. А они отвечают – зато наши инструменты менее энергоемки и их легко переработать.
Пьер Бастьен
Выпускник Сорбонского университета, 60-летний француз Пьер Бастьен собирает музыкальные машины с 1977 года. Среди деталей может быть проигрыватель, детское пианино, расчески, дудочки и конструктор, из которого собраны барабаны. Варианты - самые невероятные: от китайской лютни до японского кото. Звучат они за счет шестеренок, лопастей, трещоток и валиков. Овеществленный минимализм. При этом композиции Бастьена напоминают Massive Attack или Эрика Трюффаза для маленьких. «Механические оркестры» детям должны понравиться, к тому же сам Бастьен на сцене похож на доброго сказочника.
Shen
Некоторые инструменты производятся уже в заводских масштабах. Скажем, эйгенхарп – что-то среднее между гитарой и гобоем. У него есть гриф, джойстики, чтобы подтягивать ноты, духовой синтезатор, драм-машина – все это в одном корпусе, который еще можно подключить к компьютеру. Словом, добро пожаловать в Виа космической эры. А играет на нем, в первую очередь, изобретатель Джон Ламберт, участник эмбиент-группы Shen.
That 1 Guy
Майку Силверману в какой-то момент стало не хватать возможностей обычного контрабаса. Так он создал «Magic Pipe» -две стальные трубы с басовыми струнами, . 13 триггеров для эффектов и сэмплов. Одновременно струнный и перкуссионный инструмент нравится не только зрителям. Гитарист Buckethead, к примеру, записал с ним под вывеской «Frankenstein Brothers» альбом «Bolt On Neck». К волшебной трубе Силверман подключает еще «волшебный башмак» (ковбойский сапог, чтобы отбивать ритм) и волшебную пилу.
По материалам журнала "Ровесник", № 4, 2013 год.
Дата публикации: 2014-03-09
|