| |
Морской разбой начался давным-давно – едва только человек покорил водную стихию и стал налаживать новые торговые пути. Золотой век пиратства, породивший красочные образы лихих негодяев, не боящихся ни дьявола, ни Нептуна, пришелся на середину ХVII – начало XVIII веков, потом морской разбой медленно скатился в кризис. Зато в Средние века пиратам удалось стать особой кастой, особым видом разбойников – а все благодаря нескончаемым изматывающим войнам, в которых погрязли страны Старого света, конкурирующие между собой за господство на море. Далее мы рассмотрим основные виды пиратов, морских и речных разбойников, которые наводили ужас во всем мире во все времена.
1. Тевкры – один из видов пиратов времен античности. Населяли древнюю Трою и грабили корабли уже в ХV веке до нашей эры, хотя по-настоящему взялись за дело примерно две тысячи лет спустя.
2. Долопийцы - древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий - Эгейское море.
3. Вокоу (вако). Поначалу братство вокоу состояло из бедных японских рыбаков, которые хозяйничали в территориальных водах Китая и Кореи, чем очень усложняли и без того непростые отношения империи с соседями. Позже к ним стали подтягиваться контрабандисты из южнокитайских провинций, действуя в обход запрета на частную морскую торговлю, существовавшего в эпоху династии Мин (XIV-XVII вв.).
4. Берберийские пираты. Эти разбойники от других видов пиратов отличались тем, что устраивали регулярные набеги на прибрежные города Европы с целью захвата в плен христианских рабов, и к середине ХIХ века угнали в плен около 1,25 млн. европейцев. Самые громкие нападения принадлежат пирату Мурату Рейсу-младшему: в 1697-м и 1631-м году его команда похитила с берегов Исландии и Ирландии несколько сотен человек. Попавшие в лапы к разбойникам женщины и дети продавались на невольничьих рынках в Алжире или Марокко, а пленники мужского пола чаще становились рабами на пиратских галерах.
5. Ушкуйники - речные разбойники. Вид пиратов отечественного образца, промышлявшие в XIV-XV веках, плавая на лодках-ушкуях по Волге и Каме. Одни уверены, что они не разбойничали, а защищали родные земли от иноземцев, другие же считают, что ушкуйники были кем-то вроде русских корсаров, услугами которых пользовалось новгородское и вятское купечество. А в XVI веке на службе у царя Ивана Грозного состояли настоящие каперы под предводительством немца Карстена Роде, которые давали отпор шведам и полякам на Балтике.
6. Витальеры. Суровые нордические мореходцы. Несмотря на короткую карьеру, пришедшуюся на конец XIV – первую половину XV веков, успели потрепать нервы всему Ганзейскому торговому союзу.
7. Приватиры, корсары, флибустьеры – все эти парни занимались одним и тем же – узаконенным грабежом в интересах короны. Если не привязываться к национальным особенностям, абсолютно все королевские наемники были обыкновенными пиратами, с той лишь разницей, что их деятельность была легализована каперским свидетельством – официальным разрешением, дающим право грабить торговый флот неприятеля во время войны. За это право корсары, приватиры и прочие пираты этого вида отчисляли процент своим высоким покровителям (выражаясь официально, пополняли казну). Тем не менее жертвами пиратов в законе часто становились суда нейтральных стран – а после заключения мира каперскую грамоту немедленно заменяли репрессалии, позволявшие взыскивать ущерб за потери в войне с кораблей бывших противников. Проще говоря, наемники продолжали морской рэкет и в мирные времена, так что грань между ними и партами-нелегалами была очень и очень зыбкой.
8. Клефты или морские гайдуки (хайдуты) - греческие пираты в эпоху Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.
9. Гезы. Нидерландские повстанцы, возглавившие в XVII веке морское ополчение против испанских угнетателей. Кстати, слово «гезы» (нищие), которым их презрительно называли испанцы, не совсем уместно, потому что в ряды ополченцев входили многие нидерландские аристократы.
10. Буканьеры. Пираты Карибского моря из коалиции «Береговое братство», объединявшей как наемников, так и пиратов-одиночек (в основном французских и английских поселенцев). В хорошие времена буканьеры охотились на буйволов и особым образом коптили их мясо, но кое-кто из них, не выдержав праведной жизни, уходил в морские разбойники.
11. Малайские пираты – один из видов современных пиратов, с ХIII века и до сих пор зверствуют в неспокойных водах Индийского океана. Пик их деятельности пришелся на эпоху колонизации Юго-Восточной Азии, но и сегодня в Малаккском проливе, одном из самых загруженных в мир (25 % всего морского товарооборота), ежегодно происходят атаки на коммерческие сода. Остановить творящееся в проливе беззаконие не может даже совместное патрулирование этих вод береговыми силами Малайзии, Сингапура и Индонезии: по данным за 2004 год, на регион Малаккского пролива приходилось до 40 % всех нападений пиратов в мире!
12. MEND («Движение за освобождение дельты Нигера») – современный вид речных разбойников, молодая, но очень дерзкая группировка, действующая в Нигерии с 2006 года, члены которой передвигаются по рекам, протекающим в густых мангровых лесах. Понять мотивы этих пиратов несложно: жизнь в тех краях сама по себе не сахар, но еще больше ее портят иностранные промышленники, которые ведут разработку здешних нефтяных ресурсов, не считаясь с интересами коренных жителей.
13. Сомалийские пираты. Этот современный вид пиратов представляет огромную угрозу для международного судоходства. Даже всепрощающая ООН позволяет сторонним государствам использовать для давления на сомалийских пиратов силы ВМФ и ВВС. Но почему же сомалийцы пиратствуют? Да потому что заниматься чем-то другим в стране, которая с 1988 года находится в состоянии гражданской войны, у них не получается.
Недавно Международное морское бюро опубликовало отчет, в котором утверждается, что за последнее время уровень морского пиратства значительно снизился. Что, безусловно, радует – и все же, пока по морям ходят суда, нагруженные ценными товарами, найдутся и те, кто будет считать их легкой добычей. Потому что присвоить результат чужого труда всегда проще, чем создавать что-либо самому, и различные виды пиратов, речные и морские разбойники об этом отлично знают. Поэтому готовы рисковать ради наживы свободой, а то и жизнью.
По материалам журнала "FHM", 01/2014 Дата публикации: 2014-04-22 |
Вас могут заинтересовать
Еще статьи из рубрики
История и политикаДля поиска по сайту перейдите
по ссылкеНа главную