| |
Слово цирк происходит от прилагательного «circus» («круглый»), определяющего традиционную – со времен древнеримского Колизея до нынешних шапито – форму цирковой арены.
1. Слово цирк иногда связывают с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, превратившей в свиней спутников Одиссея. Эта гипотеза тем более заманчива, что в латинском языке слово «circenses» означает игры в древнеримском цирке, а чудеса Цирцеи и были своего рода цирковыми номерами.
2. Цирк – не только европейское явление. Его можно найти и у народов всего мира. В Теночтитлане испанский конкистадор Эрнан Кортес обнаружил музей монстров – личный цирк правителя ацтеков Монтесумы. А на другом краю света Марко Поло восторгался гигантским ручным львом, который во время дворцового праздника отвешивал поклоны у подножия трона великого хана.
3. При дворах властителей мира сего, от монгольского хана Хубилая до испанского короля Альфонса Х Мудрого, всегда держали астрологов и некромантов, шутов и бродячих акробатов, не говоря уже о дрессированных животных, жонглерах и менестрелях. По сути, каждый двор представлял собой своего рода цирк.
4. Ох уж этот многогранный цирк: интересные факты о нем можно разыскать в кино, музыке и шедеврах искусства. Так европейские художники XV – XVI вв. часто изображали на своих картинах шутов. В живописи Пикассо очень много быков, акробатов и арлекинов. В начале своего пути кинематограф обращался к сценическим приемам и темам цирка, кабаре и мюзик-холла.
5. Единственное, что осталось нам в наследство от древнеримского цирка, - окровавленная арена корриды, ведь в своей основе бой быков восходит к критскому мифу о Минотавре, только тореро сменил гладиатора, а бык – льва.
6. Колпак клоуна достался ему в наследство от еретиков. Во времена святой инквизиции этот головной убор служил шапкой для осужденных и незаслуженно считался символом позора. Тот же колпак надевали ленивым и непослушным детям.
7. Тема цирка была традиционной для немецкой литературы. Ее можно проследить от «Марио и волшебника» Томаса Манна до «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса и «Глазами клоуна» Генриха Белля. У Ницше («Так говорил Заратустра») символом превосходства становится акробат на проволоке.
8. Судя по находкам археологов, в античные времена в наполненных водой амфитеатрах устраивались целые морские сражения (naumachies). Возможно, именно этот спектакль и стал прообразом карнавала, тем более что этимологически слово «карнавал» происходит от латинского «carrus navalis».
9. Можно найти нечто общее у турниров с цирком: интересный факт, не правда ли? Конные ристалища с их спортивным азартом и галантным подтекстом были не чем иным, как отголосками гладиаторских игр и конных состязаний древнего мира.
10. В наши дни цивилизованные общества довольствуются «хлебом и кино» или, что еще хуже, «хлебом и телевизором». Однако иллюзионизм цирка продолжает жить в видеоклипах и рекламных шоу, прическах и одеждах панков и громе рок-концертов, наполняющих помещения, в несколько раз превосходящие по размерам Колизей, цветомузыкой, облаками дыма и криками.
11. В развитии циркового искусства не последняя роль принадлежит цыганам. Цирк у них в крови, ведь они стоят вне общества, все – от одежды до образа жизни – выходит у них за рамки обычного.
12. Лунные кратеры издали напоминают цирковую арену. Быть может, в не столь отдаленном будущем межпланетные труппы будут демонстрировать в них фантастические чудеса, как в фильмах Спилберга, искусство которого во многом сродни цирку.
Дата публикации: 2015-03-29 |
Вас могут заинтересовать
Еще статьи из рубрики
РазноеДля поиска по сайту перейдите
по ссылкеНа главную