| |
Не хлебом единым – так говорят, когда душа рвется ввысь. То есть быт и его роль в повседневной жизни – это одно, а высокие материи, искусство – совсем другое: кто-то уверен, что самое главное – стабильный заработок и уверенность в завтрашнем дне, некоторые полагают, что мудрость человечества зашифрована в литературе, живописи и кино, и спасаются от быта – и справляются с ним, приобщаясь к их шедеврам. Музыканты, сами представители серьезного искусства, часто черпают свое вдохновение в великих романах, гениальных полотнах и бессмертных фильмах, то есть в фантазии коллег из параллельных жанров. Мы попробовали объединить песни, посвященные, казалось бы, далеким от музыки темам, и вот какой хит-парад у нас получился.
1. «1984» - Дэвид Боуи, 1974 «Наступит день и час, и тебя лишат всех прав, и ты примешь эту новость с радостью – ты будешь искать ответ в кофейной гуще и картинках на экране ТВ, но не найдешь его. Тебе скажут, что тебе уже восемьдесят лет, и ты поверишь – нас уже занесли в «черные списки», 1984 год уже настал». Здесь нет прямых цитат из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», но песня Боуи написана на его основе (он даже заручился поддержкой вдовы писателя), об этом романе, ну и, конечно, о мрачном будущем, в реальность которого очень не хочется верить – законное первое место! (В 1984-м кавер-версию этой песни сделала Тина Тернер.)
2. «Мадонна» - Александр Серов (текст – Римма Казакова, музыка – И. Крутой), 1988 «Снова дождь рисует мне на заплаканном окне твой печальный силуэт, Мадонна, - вижу, словно в первый раз, грусть твоих прозрачных глаз: дождь напишет твой портрет, Мадонна, но лишь коснусь стекла рукой, и тут же тает образ твой, Мадонна». Если кто не понял, это о картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (в свое время ее упоминал в своей песне и Высоцкий), а не о певице – с учетом того, что двадцать лет назад это был солидный хит, второе место!
3. «A Rose For Emily» («Роза для Эмили») – The Zombies, 1968 «Наконец, пришло лето, но небо затянули облака, никто не дарит Эмили роз – цветы в ее саду вянут и опадают, Эмили стареет, в ее жизни так и не было любви, ей никогда не дарили розы». Эту грустную песню английская группа написала по мотивам одноименного рассказа великого американского писателя Уильяма Фолкнера (My Chemical Romance сделали свою вариацию этого рассказа в песне «To The End»).
4. «Ностальгия» - Григорий Лепс, 1995 «Золотится в бокале вино, в сигаретном дыму ностальгии, мы с тобою, мой друг, так давно не бывали в далекой России. Где-то там, за этапами дней, наша юность с тобой отсмеялась, в бесприютном раю лагерей, как заложница, память осталась». Певец как-то признался, что эта песня написана под влиянием фильма Андрея Тарковского «Ностальгия». Другая его картина вдохновила следующего участника нашего хит-парада…
5. «Snowblind» («Снежная слепота») - Styx, 1981 «Зеркало на стене – я так боюсь того, кого в нем вижу, все вокруг обман и иллюзия: и жизнь, и я, и даже ты. Это было бы снежной слепотой, если бы это не было отражением в зеркале – мы не такие, какими кажемся друг другу, зеркало не лжет». Как объяснял лидер группы Деннис ДеЯнг, именно так он понимает фильм Тарковского «Зеркало».
6. «The Battle Of Evermore» («Сражение под Эвермором») – Led Zeppelin, 1971 В общем, это высокохудожественное описание сражения сил света и тьмы, явно списанное с «Битвы на Пленнорских полях» из романа Толкиена «Властелин Колец» с добавлением деталей легенды о Короле Артуре и его рыцарях. Творчество Толкиена нашло свое отражение и в музыке следующего участника хит-парада…
7. «Феанор» - Эпидемия, 2005 «Ты возненавидел край, что для любого рай, в твоей душе есть свет, но ей покоя нет! Ты верил, что Мелькор так любит Валинор, ты слышал только ложь – она как в спину нож! Кровавым был исход, природа слезы льет, но нолдоров челны вперед устремлены». Поэзией это назвать трудно, но теме соответствует «Феанор – персонаж все того же «Властелина Колец»).
8. «The Night Watch» («Ночной дозор») – King Crimson, 1974 «Золотистый отблеск играет на городских воротах, вот уже триста лет капитан и его отряд несут свою службу. Художник прекрасно знал их лица, он рисовал их по памяти – мы чувствуем запах краски с привкусом голландской респектабельности, пока отряд на посту, мы можем спать спокойно». Это описание бессмертного полотна Рембрандта «Ночной дозор», попытка – весьма удачная – передать чувства, которые картина вызывает у зрителя.
9. «Щелкунчик» - Николай Трубач и Борис Моисеев, 1999 «А он принцессой ее своей называл, она смеялась над ним, а он по ней тосковал, она сторонилась его. И только во сне он мог быть с ней, ее подружки говорили: «Он Щелкунчик – да, длинные руки, рок до ушей – ну, просто беда». Он знал об этом, но любил все сильней». Вот и первое – и, увы, единственное – появление персонажа из балетной сокровищницы шедевров, это полноправный участник нашего хит-парада.
10. «Killing An Arab» («Убийство араба») – The Cure, 1978 «Стою на берегу – в руке пистолет, смотрю на море и песок, заглядываю в дуло: у моих ног лежит убитый араб. Я жив, а он мертв – я посторонний, убивший человека». Это вольный пересказ романа «Посторонний» лауреата Нобелевской премии французского писателя Альбера Камю. Как признавался автор песни Роберт Смит, «именно эта книга, а не музыка великих предшественников, сделала меня рок-музыкантом» - это откровение дорогого стоит!
По материалам журнала "Ровесник", № 8, 2007 год Дата публикации: 2014-04-10 |
Вас могут заинтересовать
Еще статьи из рубрики
МузыкаДля поиска по сайту перейдите
по ссылкеНа главную