Топ-10 лучших фильмов про самураев или представителей самурайского кино
Самурайское кино: лучшие представители жанра
Обновлено 2015-10-26 _______
Каждый третий киногерой мечтает о смерти, но не простой, а такой, что подобает настоящему воину. Вот тут-то на помощь и приходит кодекс самурая "Бусидо". Режиссеры вручают его своим персонажам и отправляют их на верную гибель.
1. Брат якудзы
Brother, 2000
Для примера можно взять любое самурайское кино Такэси Китано — все они, так или иначе, имеют отношение к оному кодексу. И даже картина Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (где роль Китано совсем не главная) прямо обращается к «Бусидо» и говорит о разнице и сходстве правил чести Востока и Запада.
«Брат якудзы» — история о фотогеничном японском гангстере, которого судьба забросила на американский континент. Привлекательность картины, собственно, и заключается в скрещивании двух культур: японский воин одет в лучших традициях мафиози, но по духу ближе к персонажам Акиры Куросавы. Герой Китано, бандит Ямамото, отвоёвывает территорию, как это происходило в лентах «Крёстный отец» или «Однажды в Америке». Что же до Китано в ипостаси режиссёра, то его гангстерскую сагу можно расценивать как вызов западным коллегам, которые беззастенчиво заимствуют древние японские традиции для поднятия ценности своего целлулоида. Временами кажется, что застывшая улыбка Такэси Китано адресована Алену Делону и его знаменитой холодной маске из «Самурая».
2. Самурай
Le samourai, 1967
Считается, что с лёгкой руки режиссёра фильма Жан-Пьера Мельвиля легендарная красота Делона обрела законченность, а сам актёр наконец-то нашёл свой образ. Хочется, конечно, с этим поспорить и вспомнить наставления Висконти, который и открыл Алена Делона миру. Итальянский мастер утверждал, что лицо актёра должно быть разделено на две половины, которые противоречат друг другу. Но не напрасно же Джон By требовал от Чоу Юньфата копировать мимику Делона (вернее, её отсутствие)? Бездушие незыблемой формулы — вот что символизирует застывшее лицо актёра в картине «Самурай». Опыт оказался настолько удачным, что в какой-то момент французский красавец решил составить конкуренцию бесшабашному Жан-Полю Бельмондо в исполнении ролей бескомпромиссных одиночек. И дошёл даже до общественно-политического памфлета «Смерть негодяя» о коррупции и прочих язвах капитализма.
3. Профессионал
Le professional, 1981
Ещё один вариант самурая — это Бельмондо, разговаривавший голосом Николая Караченцова. «Жажда схватки с противником — вот на чём зиждется боевой дух воина». Жан-Поль Бельмондо с удовольствием вооружился этим правилом, и задиристые персонажи часто ему следовали. Возможно, потому так легко спутать самурайское кино «Профессионал» с фильмом «Одиночка». Но, во-первых, в «Профессионале» музыка гораздо жалостливее, а во-вторых, у главного героя вообще нет шансов выжить. Впоследствии сюжет, отработанный в этой картине, стал ходовым товаром в постсоветском кинематографе: на смену весьма сомнительному «Америкой бою» пришел более качественный «Антикиллер». Образ Бельмондо появился не просто так. Начав с подражания Хэмфри Богарту, он с возрастом понял, что нет пророков в своем отечестве, и обратил взор на Жана Габена, который никак не хотел сойти с пути смерти.
4. Набережная туманов
Le quai des brumes, 1938
Бесполезно искать в персонажах Жана Габена восточную экзотику — он самурай не по крови, но по духу. «Верность, долг и доблесть — вот три добродетели, с которыми встречается воин на своём многотрудном пути». Персонажи Габена появляются из ниоткуда и погибают почти по доброй воле. Режиссёру Марселю Карне нужен был как раз такой актёр, который стал бы символом французского пессимизма, но сам не был бы пессимистом. Это коренное противоречие «Бусидо» неожиданно сумел выразить человек с грубоватым лицом и пронзительными голубыми глазами. Таким, как герой Габена, нужно обязательно умереть в конце фильма, а для самурая умереть — благое дело. Смерть следует по следам благородного солдата, зная, что не один раз им ещё придётся встретиться на кинематографическом пути. Ведь самурай даже после смерти снова желает стать самураем — значит, умирать персонажам Жана Габена придётся вновь и вновь.
5. Великолепная семёрка
The Magnificent Seven, 1960
Считается, что официальное увлечение Запада самурайской традицией началось именно с этого фильма. Знаменитая картина Акиры Куросавы «Семь самураев» настолько вдохновила Джона Стёрджеса, что он снял абсолютно коммерческий римейк. Особо популярным фильм был в Советском Союзе, где юноши старались перенять ковбойскую походку и самурайские правила чести и достоинства. Надо признаться, что последствия были несколько болезненными. Знаменитый диалог: «У меня нет друзей. И врагов нет. — Нет врагов? — Живых нет!» — перекочевал в песню Влада Сташевского «Нет друзей и нет врагов». Но хватит об этом, всё-таки речь о самураях в кинематографе, а не на эстраде.
В шестидесятых у «Великолепной семёрки» появились три сиквела, и все неудачные — погибшие ковбои-самураи и умершие мечты не хотели возрождаться к жизни. Акира Куросава оказался дальновиднее своих американских коллег: он убил пятерых их семи своих героев, поставив «последнюю точку в окружности», и на второй круг не заходил.
6. Шестиструнный самурай
Six-String Samurai, 1998
«Ты кто? — Смерть. — Круто!..» Вот такой диалог может получиться, если довести кодекс самурая до абсурда. Для героя Габена смерть растворялась в тумане, здесь же у неё есть весьма конкретный образ (хоть и не столь жуткий, как, например, в «Седьмой печати» Бергмана). «Смерть» — прозвище злобного типа, который вместе со своей бандой преследует двух главных героев.
Фильм «Шестиструнный самурай» обычно называют пародией на «Отчаянного» с Антонио Бандерасом, что и сам выглядит пародийным или, во всяком случае, забавным. И хотя пародия на пародию почти всегда оказывается неудачной, эта лента — исключение. Главным достоинством этого фильма про самураев стало лёгкое отношение к серьёзным вещам. Герои бродят по пустыне, как это делали персонажи «Красного солнца», а сопровождает их не только упомянутый уже всадник по имени Смерть, но и мелодичные мотивы группы «Красный Элвис».
7. Месть и закон
Sholay, 1975
Этот индийское самурайское кино считается римейком «Великолепной семёрки» (а значит и «Семи самураев»), но индийский кинематограф столь странен, что определить, какой именно фильм копировали, непросто. Начнём с того, что героев не семь и даже не шесть — их двое. Играют их, конечно, Дхармендра и Амитабх Баччан — лица этих откормленных актёров известны всем, просто никто не удосуживается запомнить их труднопроизносимые имена. В фильме есть покалеченный полицейский и отъявленные злодеи, готовые обидеть слабого и обесчестить черноокую красавицу — подобный набор присутствует в каждой коммерчески успешной индийской ленте. Главные герои, практикующие кодекс «Бусидо» и внешне похожие на сумоистов, освобождают деревню от усатых подонков не без помощи безрукого и мстительного старика-полицейского.
8. За пригоршню долларов
Per un pugno di dollari, 1964
После успеха «Семи самураев» Куросавы появилась не только «Великолепная семёрка» — Серджо Леоне решил снять римейк «Телохранителя». Он тоже обрядил самопального самурая в ковбойский наряд, но, кроме этого, решил и кое-что поменять в традициях вестерна. Голубоглазый Клинт Иствуд, как и персонаж Алена Делона, не спешит продемонстрировать все мимические возможности своего лица. Не торопится он и убедить нас в собственном благородстве: у него свои понятия о справедливости, долге и чести, которые можно передать одной фразой — стреляй, а то убьют.
Леоне решил не только оставить своего самого лучшего стрелка в живых, но и подарить ему ещё две кинематографические жизни. За два последующих года появились две ленты: «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой». Но на этом дело не закончилось — в шестьдесят восьмом Леоне снял картину «Однажды на Диком Западе» с Генри Фондой и Чарльзом Бронсоном. Иствуд же стал сам себе хозяином и уже под именем Грязного Гарри принялся вершить свои боевые дела.
9. Игла
1988
Внешность лидера группы «Кино» и его имидж в целом способствовали тому, что и на постсоветском пространстве одним Сташевским не обошлось. «Игла» стала цитатником не только самурайского кодекса и вестернов Серджо Леоне. Если присмотреться, то становится понятно, что персонаж Цоя ведёт свою традицию от Габена из «Набережной туманов»: есть несчастная и относительно беззащитная девушка, есть злобный паук в исполнении Петра Мамонова и есть смерть.
Вслед за картиной Рашида Нугманова «Игла» появилась лента «Тот, кто нежнее» Абая Карпыкова (конечно, не такая удачная и известная), где создатели вновь попробовали сыграть на экзотической узкоглазости, рубленых фразах и радикальных методах главных героев. Но Цоя-то (так же как и Мисимы) уже не было в живых. Впрочем, давно известно, что самый лучшийсамурай — мёртвый.
В России ныне самурайская тема всплывает в сценариях Константина Мурзенко и лентах вроде «Упыря» Сергея Винокурова.
10. Пёс-призрак: Путь самурая
Ghost "Dog: The Wav of the Samurai, 1999
Джим Джармуш умеет любого своего героя превратить в самурая и отправить в долгий смертельный путь. «Мертвец» — так называется егофильм с Джонни Деппом; но ведь и самурай живет так, будто он уже умер.
Наёмный убийца (Форест Уитакер) живёт по кодексу «Бусидо». Более того, он находит себе хозяина. В отличие от своих коллег он знает, что такое смирение, и готов пойти до конца, преступив гордыню и все условности, — даже такую, как чёрный цвет кожи. Но и он становится жертвой предательства. Джармуш в буквальном смысле путешествует со своим героем по знаменитой японской книге, но спотыкается на самом важном правиле — «На чужой почве национальные традиции не выживают».