Трэш поминается столь часто, что лишний раз не хочется это делать. Но когда речь заходит про советскую научную фантастику, деваться некуда: отечественный сай-фай, сам того не сознавая, стал его аналогом. Мы вспоминаем десять лучших образчиков нашего трэш-искусства.
Гиперболоид инженера Гарина, 1964
Режиссер Александр Гинцбург
В ролях Евгений Евстигнеев, Всеволод Сафонов, Михаил Астангов
Экранизация самого залихватского произведения Алексея Толстого сегодня смотрится гораздо интереснее, чем полвека назад, когда, собственно, она и была создана. Ведь только теперь картина читается как своеобразная ревизия трэшевого западного кинематографа: сомнительного вида лаборатории, напыщенные обращения героев друг к другу, безумный ученый Гарин, холодная дива Зоя, сыгранная актрисой Натальей Климовой. Она же стала Снежной Королевой в одноименном советском фильме, после чего может считаться практически единственной инфернальной красавицей нашего кино. В «Гиперболоиде инженера Гарина» Климова поражала ненавязчивой кровожадностью и вполне заслужила сравнения с супермегерами Русса Мейера.
Сам же Гарин вещал о беспредельном индивидуализме, радовался собственным неприятностям и тосковал, одержав победу. Всё дело в том, что подобно другим трэшевым персонажам он – сверхчеловек и недочеловек одновременно. По сути, всё тот же толстовский Буратино, только вместо золотого ключика у него гиперболоид, а вместо проданной азбуки – украденные записи настоящего изобретателя убивающего луча.
Человек ниоткуда, 1961
Режиссер Эльдар Рязанов
В ролях Сергей Юрский, Юрий Яковлев, Анатолий Папанов
Новый тип ученого-романтика появился в картине, которую вряд ли можно отнести к лентам разряда «А» – увлеченный наркоман (Юрий Яковлев). Картину Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» благоразумно решили не выпускать на широкий экран и вообще не предавать особой огласке. Дело в том, что фильм этот очень напоминает галлюциногенный трип. Автор пытается убедить, что все совсем не так, что его герой просто головой ударился. Тогда почему же с какого-то момента черно-белый экран становится подозрительно разноцветным, операторская эквилибристика ставит все с ног на голову, а снежный человек (Сергей Юрский) проявляет возможности человека, находящегося под воздействием финциклидина?
Впрочем, научная фантастика в советских комедиях всегда проявлялась очень странно. Как, например, в ленте «3+2»: в бредовом сне персонажа равнодушного к женским чарам появляются бурлящие котлы с дикой смесью, профессоры-шпионы и прочие непотребства. Ученый из ленты Рязанова решает все свои проблемы полетом в космос, но не долетает – кайф не может длиться вечно.
Его звали Роберт, 1967
Режиссер Илья Ольшвангер
В ролях Олег Стриженов, Михаил Пуговкин, Марсель Марсо
Советский ученый искал себе не друга, а послушного помощника. Снежный человек слишком эмоционален, а вот робот – то, что надо. В картине ленинградского производства «Его звали Роберт» поется о том, что «дважды два у нас выходит пять». И, вполне закономерно, что изобретатель оказывается человеком холодным и довольно неприятным, а вот его творение – покладистым, несколько туповатым, но, в общем-то, мечтательным существом. И того, и другого сыграл красавец Олег Стриженов. Идея, отозвавшаяся впоследствии в «Приключениях Электроника», звучит здесь гораздо драматичнее. А нервное требование героини Марианны Вертинской «нюхайте цветы – я вам приказываю» способно свести с ума и нарушить внутреннюю гармонию не только сомневающегося робота Роберта, но и вполне уверенных в себе граждан.
Хотя в этом фильме теряют разум не только электронные существа, но и просто злоупотребляющие алкоголем персонажи. Так, например, герой Михаила Пуговкина в конце концов верит в то, что именно он является роботом.
Формула радуги, 1966
Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич
В ролях Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров, Роман Ткачук
Но будем честны: не только один Гарин ворует чужие идеи. Дело в том, что «Его звали Роберт» – чистейшей воды плагиат украинской ленты «Формула радуги». Картина малоизвестна, она не вышла на экран. Не помог даже доброжелательный баритон Владимира Трошина за кадром, уверяющего, что главное – оставаться человеком.
Главный герой – ученый, что никак не может изобрести формулу радуги, зато без особых затруднений создает себе двойника — робота Яшку, чтоб тот ходил вместо него на собрания и наслаждался всеми прелестями жизни. Робот, в свою очередь, изобретает специальный прибор, позволяющий ему превращаться в кого угодно – мужчину, женщину, ребенка.
Всё бы хорошо, но создатель фильма Юнгвальд-Хилькевич, впоследствии снявший «Трех мушкетеров», не особо дружит с сюжетом собственного произведения. Пока зритель разбирается со множеством противоречий и несуразностей, режиссер уже играется с новыми новыми находками. Одна из них – усатые куклы в юбочках, по которым и следует определять их пол, – отсылает к вудовскому шедевру «Глен или Гленда».
Человек-амфибия, 1961
Режиссеры Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев
В ролях Анастасия Вертинская, Владимир Коренев, Михаил Козаков
В начале шестидесятых в советском кинематографе появляются люди-мутанты. И речь вовсе не про фильм Георгия Данелии «Тридцать три» (про обладателя лишнего зуба), –а про романтичное творение «Человек-амфибия». Захлебывающиеся ритмы псевдобуржуазных мелодий о том, что моряк «слишком долго плавал» и «в море нашел покой», написанные Андреем Петровым, – хороши необыкновенно. Интересно, что почти все трэшевые творения отличаются чудесным музыкальным звучанием, чего не скажешь о так называемых научных лабораториях в этих лентах.
Подводная квартира морского дьявола сделана в лучших традициях «Звездного пути», как, собственно, и его костюм. Да и невеста Франкенштейна – Гуттиэре (Анастасия Вертинская) – поражает неожиданно прозрачным купальником. Сумасшедший профессор Сальватор окажется на редкость трезвым и скажет, что любви между человеком-русалкой и земной красавицей не быть. Лента вышла грустной и, может быть, потому очень популярной. Причем до такой степени, что в 1968 году Леонид Гайдай спародирует панику Ихтиандра, заблудившегося в большом городе: в картине «Бриллиантовая рука» персонаж Андрея Миронова со стоном упрется в тупик дома, а над ним закружится операторская камера.
Эта веселая планета, 1973
Режиссеры Юрий Цветков и Юрий Сааков
В ролях Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Екатерина Васильева
«Голубой огонек» по-марсиански – только вот празднуют не добрые инопланетяне, а практически герои ленты Тима Бартона «Марс атакуют». Трое космических пришельцев, попав на Землю, отправляются в местный Дворец культуры и отдыха на празднование Нового года.
Фильм сделан в виде музыкальных номеров, которые перемежаются фразами о том, что хорошо бы сначала со всеми расправиться, а уже потом разбираться, нужно ли это было делать. Несмотря на то, что сюжет фильма можно пересказать в двух предложениях, сценарий писали целых три человека, а саму постановку воплощали двое.
Вообще, «Эту веселую планету» по телевизору показывают крайне редко – как всякое трэшевое произведение оно рассчитано на особый контингент. Например, на любителей столь же редкой ленты «Аномалия», которая запоминается прежде всего спецэффектом «летающая тарелка на леске», позаимствованным у «Плана 9 из глубокого космоса».
Через тернии к звездам, 1980
Режиссер Ричард Викторов
В ролях Глеб Стриженов, Вацлав Дворжецкий, Артем Карапетян
Этот фильм в аттестации не нуждается: голые инопланетянки, биомасса, разбушевавшийся карлик, люди-уроды, говорящий спрут, будто бы украденный из творений Эда Вуда. Заклинание «иди на Астру» стало главным девизом фильма – мы все пошли. Впоследствии, картина получила второе рождение – ее переделали, как Стивен Спилберг переделал «Инопланетянина».
Конечно, у авторов были какие-то авторитеты в большом кинематографе, но зритель ценит этот фильм именно за несуразности. Туранчокс, вскакивающий из-за стола с криком «Ты меня никогда не видел?», стал настоящей иконой нашего то ли трэшевого, то ли научно-фантастического кинематографа. Ния (чья внешность показала, что потустороння красота и признаки базедовой болезни вовсе не мешают друг-другу) предвосхитила появление еще одной странной ленты «Семь стихий» об инопланетянке-цветке. В благодарность, наши люди-космонавты трепетно и с нежностью создали для Нии мир без любимого.
Большое космическое путешествие, 1974
Режиссер Валентин Селиванов
В ролях Мила Берлинская, Сергей Образов, Игорь Сахаров
Трое пионеров отправляются в космос, но, как выясняется к концу фильма, оказываются почему-то в канализации – это был такой эксперимент. По ходу они поют песни, танцуют довольно странные танцы, слушают мелодию о сказках и взрослении, во время которой зритель видит летящую космическую ракету.
Обернутые фольгой трубы, несколько торчащих электропроводов, пущенный в нужное время белый дым, а также робот с замашками Зои Космодемьянской не смущают ни участников так называемого полета, ни наблюдающую за ними публику. Все готовы к тому, чтобы грезы превратились в экранную реальность, но авторы почему-то переводят происходящее в плоскость морали, а уже к самому концу появляется настоящий летчик и произносит заключительное слово. После всего увиденного самым любимым персонажем этого творения становится загадочный человек в костюме космонавта, сидящий в канализации и угрюмо подначивающий юную пионерку: «Решай сама».
Отроки во Вселенной, 1974
Режиссер Ричард Викторов
В ролях Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Наталья Фатеева
Вот до чего бы никогда ни додумались мастера западных научно-фантастических фильмов – это забрасывать в космос детей. Для нас же это занятие – милое дело. «Отроки во Вселенной», как, собственно, и «Москва-Кассиопея», повествует о том, что любой подросток, попав во внеземное пространство, автоматически готов превратить всё происходящее в трэш. Суперклей, передвигающиеся под мотивы рок-оперы «Юнона и Авось» инопланетяне, забредший на корабль двоечник, оборудование из фильма про Фантомаса – всё это скорее напоминает абсурдистскую комедию, чем ленту о космосе.
Если дети начинают изображать космонавтов, то уже нет ничего страшного в том, что осциллографы оказываются космическим оборудованием. Страшно другое – чем меньше происходящее в фильме было похоже на настоящий полет, тем больше хотелось туда попасть. Но космос тихо и незаметно отвернулся от нас, перестал быть предчувствием, а тема потеряла свою актуальность.
Гостья из будущего, 1984
Режиссер Павел Арсенов
В ролях Наташа Гусева, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный
Девочка в белой пижаме, Алиса Селезнева стала нашей последней научно- фантастической иконой. Вместе с ней из будущего пришли и любители кефира. Один из них, Весельчак У (Вячеслав Невинный, наш аналог Тора Йонсена), в «Лиловом шаре» обклеился волосами и без всяких угрызений совести назвался Громозекой. Между прочим, «Лиловый шар» радовал зрителя не только ужасными ужасами из «Морозко», но и обязательными летающими тарелками на леске.
«Гостью из будущего», с ее путешествиями назад в будущее и обратно, приняли даже с большим теплом, чем поменявшего профессию Ивана Васильевича. Наверное, потому что каждый из нас мечтал пойти за кефиром, а в итоге получить бесплатную путевку в мир чудесных несуразностей, говорящих козлов, стереоинопланетян и мерцающего миелофона. И самое главное – заманить с собой злостную нарушительницу Алису, избивающую детей, ломающую асфальт, а по ночам таскающую на своих плечах тигровую шкуру (примерно так отзывался о ней дядя Коли Весельчакова).
По материалам журнала "Cinema", № 3(38), март, 2006 год.
Дата публикации: 2014-03-08
|