1. He будь Джорджа Мартина, превратился бы квартет из Ливерпуля в тех самых The Beatles, чье влияние на музыку, искусство и вообще культуру сохраняется по сей день? Конечно, это превращение, скорее всего, было бы не таким стремительным. эффектным и всеобъемлющим, но это наверняка произошло бы. Элемент сомнения здесь оправдан, так как первый блин «Битлов» оказался комом: фирма «Decca» отвергла их, и хотя не по музыкальным, а по конъюнктурным соображениям, у менее настойчивых музыкантов руки могли бы опуститься. В чем была заслуга Мартина? Он рассмотрел сильные и слабые стороны своих клиентов и менее чем за год сделал из безмерно талантливых дилетантов гениальных профессионалов. Создав одновременно эталон и камертон продюсера в рок-музыке: не покушайтесь на творческую свободу подопечных, станьте им другом, учите их, но и сами учитесь у них, а главное - живите в унисон с ними. Этими принципами он руководствовался при работе с America, Джеффом Беком, Cheap Trick и UFО, и ничего, кроме благодарности, от них не слышал.
2. В отличие от The Beatles, «роллинги» вначале не испытывали ни малейшего желания писать музыку, и только когда продюсер Эндрю Олдхэм запер Джеггера и Ричардса (тогда еще Ричарда) в студии и пригрозил, что выйдут они оттуда только с авторской вещью, те соизволили напрячь силы. И написали шедевр «As Tears Go By». А когда в группе случился творческий кризис, затащил в студию Леннона и Маккартни, и те помогли Мику и Киту с новой аранжировкой своей «I Wanna Be Your Man», которая стала прорывным синглом «роллингов».
3. «Продюсер нашего первого альбома Джон Зазула ничего не соображал в музыке, - вспоминал Джеймс Хетфилд, - но он был владельцем фирмы «Megaforce», поэтому его имя стоит на конверте «Kill Em Аll». Вторым диском мы снова занимались сами, и только с приходом Флеминга (Флемминг Расмуссен - датский звукоинженер и продюсер) мы поняли, что такое настоящий продюсер». Расмуссен предложил расставить контрапункты в «Battery» и рекомендовал басисту Бертону «обгонять барабаны - в результате «Master Of Puppets» стал шестикратно «платиновым», а композиция «One» со следующего диска принесла группе и ее продюсеру первую в истории «металла» премию «Грэмми».
4. Выдающийся американский продюсер Фил Спектор (у него «Грэмми» за «Let It Be» The Beatles и «Концерт для Бангладеш» Харрисона) изобрел технику записи «Стена звука» (скорее, «Звуковой шквал»). Музыкант исполняет одну и ту же партию несколько раз в унисон, потом фонограммы (они, естественно, отличаются друг от друга) накладываются, иногда добавляется реверберация - на выходе получается мощный объемный звук. Когда так записываются все инструменты, «суммарный» звук отлично воспроизводится в эфире и идеально слушается в режиме стерео, сегодня этой техникой не пользуются только эстеты!
5. Американского продюсера Марти Mунша прозвали «Филом Спектором панка»: он ввел в обиход принцип «постпродакшн» - обработку и редактирование готовой фонограммы уже без участия самих музыкантов. С точки зрения процесса, это была такая же революция в студии, как и «Стена звука» Спектора; по такой методике готовились альбомы KMFDM, Ministry, US Chaos, The Rejects и Holy Rape, а смешанное применение цифровой и аналоговой обработки звука прижилось на концертных площадках. Коллеги не удивляются, когда Трент Резнор на вопрос журналиста о тех, кто оказал на него самое большое влияние, называет имя «Марти Мунш»: в панк-роке и электронном индастриэл это то же самое, что «Джордж Мартин» в рок-н-ролле и поп-роке!
По материалам журнала "Ровесник", № 5, 2010 год.
Дата публикации: 2014-03-15
|